Как улучшить память

Потребность улучшить память

“Что-то с памятью моей стало, все, что было не со мной-помню…”

Роберт Рождественский

включить память
фото взято из интернета

 

По данным современных исследований ухудшение памяти начинается уже с 40-

летнего возраста.

И в какой-то момент мы начинаем искать способы улучшить свою память.

Для этого следует принимать во внимание особенности психики,  жизненные

показатели, а также не только биологический возраст, но и общее состояние

человека , генетические риски.

Память можно определить как способность сохранять и воспроизводить

информацию.

Мы считаем, что в памяти хранятся знания и точные записи о событиях из нашей

жизни. Но это не так.

Нейробиолог Дин Бернетт сообщает, что мозг часто изменяет и исправляет

воспоминания, чтобы представить вас в лучшем свете.

Какой орган отвечает за память?

Решающее значение для нашей памяти имеет структура мозга, известная как

гиппокамп, который находится в височных областях.

Эта область мозга формирует автобиографическую память: место, где мы

находимся, с кем разговариваем, звуки и запахи, которые доносятся из кухни, то

есть -хроника нашей жизни.

Это высокоактивная область мозга, которая постоянно комбинирует потоки

информации от органов чувств , формируя “личные” воспоминания ( кодирование).

Кроме этого гиппокамп нам нужен для пространственной ориентации и для

формирования целостного представления о будущем.

И ему необходима беспрерывная подача питательных веществ и метаболитов.

Что такое память?

молекулы памяти
функция нейронов-улучшить память

Лауреат Нобелевской премии в 2000 году Эрик Кэндел доказал, что память имеет

молекулярную основу.

А особенности обучения нервных клеток зависят от силы синаптических

контактов между ними, которая непостоянна.

Упражнения рождают умение, улучшают память,усиливая связи между нервными

клетками.

И это есть основа памяти.

Структура памяти

нейроны мозга
информацию передают нейроны

Когнитивная психология разделила человеческую память на три блока:

  1. Сенсорный регистр
  2. Кратковременная память
  3. Долговременная память

Сенсорный регистр способен запоминать гораздо больше информации, чем

человек может проанализировать.

Но эта информация не имеет большого значения.

Гораздо важнее кратковременная память.

Она имеет очень малую емкость и  короткую жизнь. 

При ней меняется лишь сила уже имеющихся синаптических контактов.

Если информация не повторяется, она сохраняется в памяти всего лишь

несколько минут.

Долговременная память требует повторных упражнений со спокойными фазами

между ними.

Процесс обработки информации удивительно сложно устроен.

И кратковременная память зависит от долговременной.

Хотя именно эта память отвечает  за непрерывные сознательные манипуляции

с информацией- с тем, о чем мы сейчас думаем.

Долговременная память предоставляет нам огромное количество информации,

чтобы облегчить наше мышление.

Но само мышление происходит именно в кратковременной памяти.(“рабочей”), объем которой очень мал.

Насколько мал? Составляет всего 5-7 слов.

А долговременная -вместительна до неприличия.

И малая вместимость “рабочей” памяти объясняется тем, что она все время в

работе.

Мы постоянно о чем-то думаем, переживаем, и информация поступает и исчезает с

ужасающей скоростью.

Как происходит передача информации?

Нейроны составляют основу всей нервной системы.

Это длинные клетки со множеством ответвлений  и у них есть своего рода

READ  Витамины от старости

“скелеты”, состоящие из белковых цепочек, которые помогают переносить важные

вещества.

И каждый нейрон представляет собой крошечный биологический процессор,

способный получать и передавать информацию в виде электрической активности 

на оболочке клеточной мембраны, и образует сложные связи с другими нейронами.

А кратковременная память основана на нейронной активности в

специализированных зонах головного мозга в префронтальное зоне

лобной доли.

Именно здесь происходит большинство “мыслительных” процессов.

В долговременной памяти информация хранится в виде образованных синапсами

связей  между нейронами.

Синапсы- это щель между окончанием одного нейрона и началом следующего.

Первый нейрон в этой цепи впрыскивает в щель химическое вещество, которое

называется нейромедиатор, который взаимодействует с мембраной другого

нейрона через его рецепторы.

И эти синапсы стимулируются повторением того, что вам нужно запомнить.

Существует множество различных медиаторов , жизненно необходимых для

мозговой активности.

И каждый нейромедиатор выполняет свою специфическую роль.

Например, когда мы видим запись на бумаге, она превращается в осмысленную

информацию на знакомом нам языке.

И при этом мозг воспринимает активацию определенного синапса как

воспоминание.

Процесс создания новых долговременных воспоминаний за счет образования

синапсов называется “кодированием”.

При помощи определенного “кода” информация и сохраняется в мозге.

При этом процессе необходим синтез новых белков , чтобы могли возникнуть

новые соединения между нервными клетками.

А это уже структурное изменение, для чего необходима доставка глиальных клеток

-астроцитов , и важнейшего материала-молочной кислоты.

Кратковременная память не образует новые синапсы, а активирует множество уже

имеющихся универсальных синапсов.

Есть веские основания считать, что все, пережитое нами, так или иначе

сохраняется в долговременной памяти.

От чего страдает наша память?

Сохранность недавней информации в памяти может быть нарушена из-за

сотрясения мозга, кислородной недостаточности и др. 

Человек не может вспомнить того, что произошло в предшествующий период.

Такое состояние называется ретроградная амнезия.

Долговременная память хранит весь объем знаний и опыта индивидуума о мире и о себе.

Забытая информация технически остается в мозге, за исключением тех случаев,

когда она физически уничтожается какой-нибудь травмой.

Обычное возрастное ухудшение памяти имеет молекулярную основу.

Причиной нарушений памяти или даже деменции может быть инсульт или

повреждение мозга , например, при контактных видах спорта: боксе, футболе и т.д.

При инсульте происходит прерывание подачи питания для гиппокампа и нейронов.

Также нарушение памяти происходит при синдроме Корсакова, который возникает

при алкоголизме , плохом питании и дефиците витамина В1.

Пробелы памяти  заполняются вымышленными историями.( слуховые и

зрительные галлюцинации).

Память и эмоции

В височной области находится миндалевидное тело ( перед гиппокампом), которое

накладывает на воспоминания эмоциональную окраску. 

К этому причастен кортизол.(гормон надпочечников)

Поэтому события, вызвавшие страх, надолго остаются в долговременной памяти.

Более 80% наших воспоминаний связаны с отрицательными эмоциями.

Для выживания важнее помнить о страхе и испуге, чем о приятных моментах.

Миндалевидное тело при опасности активируется норадреналином и при сильном

страхе противоположное действие могут оказать бета-блокаторы.

READ  Гинго билоба- дерево молодости.

Как обучение влияет на память?

Обучение ведет к структурным изменениям мозга.

Долговременные воспоминания должны пройти 3 этапа:

  • создание ( закодированы)
  • успешно сохранены ( в гиппокампе, а затем в коре мозга)
  • воспроизведены

Воспоминания с эмоциональной окраской воспроизводятся легче.

Например, во время травматического события были сильны эмоции, а тело и мозг

переполнены адреналином.

Поэтому воспоминания крепко “заседают” в голове.

Ни одно воспоминание не возникает в отрыве от ситуации.

Например, изучение местности по учебнику, или прямо  на местности, которую изучаешь.

То есть воспоминание зависит еще и от контекста.

В данной ситуации приходит на помощь гиппокамп, который отвечает за

пространственную память.

У нас есть также “семантическая “ память, которая предназначена для чистой

информации без учета контекста.

Например, мы помним, что скорость света выше скорости звука.

Или , что Париж- это столица Франции. 

И есть еще “эпизодическая” память.Это когда вы запомнили Париж как столицу

Франции, посетив Эйфелеву башню, где у вас внезапно началось головокружение.

И все это- виды долгосрочной памяти.

Зная об этом, легче улучшить свою память.

Почему мы не можем вспомнить чье-то имя?

Как часто мы помним лица людей, с которыми учились в школе или работали много

лет назад, но не можем вспомнить их имя.

Для человеческой памяти лица более информативны.

Мимика, зрительный контакт, выражения лица, движение губ, бровей- несут много

информации.

Человека можно узнать по цвету глаз, волос, улыбке.

А имя-это всего пару слов, произвольный набор звуков.

Именно эмоции ( нравится,не нравится) откладывается в эпизодической

( долговременной) памяти.

Мы помним имена только тех людей, с которыми чаще общаемся ( ситуационная память). И запоминание происходит на бессознательном уровне.

У мозга есть стратегия создания воспоминания, когда при множестве деталей он

стремится сделать акцент на первом и последнем из услышанного вами.(“эффект первичности”.)

И, если при первом знакомстве с вами, человек сразу назовет свое имя, вы сможете его запомнить.

Важные различия между кратковременной и

долговременной памятью.

Кратковременная память нацелена на слуховую информацию и сконцентрирована

на обработке информации  в виде слов и определенных звуков. 

Поэтому мы думаем предложениями и словами, а не картинками в определенной

последовательности.

Например, чье-то имя- это набор звуков, из которых состоит это имя.

А долговременная память сильно зависит от зрения и значений слов

( семантическое воспоминание), а не  их звучание.

Поэтому лицо человека попадает в долговременную память, а его имя- в кратковременную.

А при обучении , например, на вебинарах, подача информации всегда

сопровождается слайдами, картинками, видео.

И эти “приемы” позволяют лучшему запоминанию, т.е. переходу кратковременной

памяти в долговременную.

Улучшить память можно.

Исходя из информации в этой статье можно сделать выводы:

1.для улучшения памяти необходима молочная кислота. Она вырабатывается

нашим организмом в мышцах при физической нагрузке. Поэтому, при ухудшении

памяти, особенно при умственной работе, необходимо чаще делать перерывы для

READ  Витамины от старости

выполнения физической нагрузки: бег, упражнения, работа по дому и т.д.

2. улучшить кровоснабжение мозга- физическая нагрузка на свежем воздухе,

растирание области шеи и височной области

3. очищение мозга через глимфатическую сеть, которая представляет собой

сосудистую сеть, через которую выводятся токсины из центральной нервной

системы , а также белок бета-амилоид ( причина болезни Альцгеймера).

И для этого процесса необходим качественный сон, при котором нервные клетки

уменьшаются в объеме  и расширяются протоки между ними.

Во сне активность глимфатической сети увеличивается, по данным

 исследователей, на 90%.

4.важно убрать отечность носоглотки, обеспечить свободное дыхание .

Если человек дышит через рот, особенно ночью, нарушается микробиома

слизистой оболочки , происходит слипание носовых ходов , нарушается работа

диафрагмы . В результате- кислородная недостаточность.И все это сказывается на

работе блуждающего нерва и нашей памяти.

5.во время сна необходимо правильное положение головы, которое влияет на

работу лимфатической системы, в том числе в  твердой мозговой оболочке.

Известно, что лимфа играет очистительную роль в организме. При ее застое —

“туман” в голове, плохая память, предрасположенность к заболеваниям головного мозга.

6.Мелатонин, который применяется при деменции как чистое химическое

вещество, восстанавливает ритм :сон-бодрствование  и улучшает память.

Это вещество содержится в растениях, которые употребляются против болезней

старческого возраста.

7.Экстракт листьев Гинкго билоба помогает при нарушениях памяти в старости ,

улучшая кровоснабжение мозга.  Это растение расширяет мелкие сосуды,

(капиляры) и улучшает тонус вен. 

Официально применяемые ингибиторы ацетилхолинэстеразы являются

менее эффективными. И  ИМЕЮТ БОЛЬШЕ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ.

8.Аюрведа советует принимать растительный комплекс Трифала : по ½ чайной

ложки на 200 мл горячей воды .

Этот препарат помогает работе лимфатической системы и избавлению от токсинов,

в том числе и очищению мозга.

Одновременно с этим нужно применять фруктовую диету на 3-5 дней.

9.мозг потребляет 25%всей энергии организма. И ему важна развитая система

капилляров  и их чистота ( отсутствие холестериновых отложений) .

А также сосуды должны быть здоровы.

Часто, в результате окислительного стресса, стенки сосудов воспаляются и

лейкоциты вызывают склеивание мелких сосудов.

Поэтому так важно для нормальной работы мозга принимать антиоксиданты :

например, кверцетин, витамин Е , который также способствует росту новых сосудов.

Все это спосбствует улучшению памяти.

10.нейроны требуют много энергии , поэтому буквально “напичканы” маленькими

“электростанциями”-митохондриями.

И для производства энергии, им необходимы витамины В1, В2, В3, В5, а также

микроэлементы- магний, железо, марганец, цинк и медь.

А для ускорения энергетического обмена в клетках им необходимы аминокислота

цистеин, альфа-липоевая кислота коэнзим Ку10, цитохром С.

Не всем известно, что для образования энергии необходима активная форма

витамина Д3- НАДН, которая использует для этого белки, жиры и углеводы.

Хотите улучшить память всего лишь за 2 часа?

Пройдите 10 нескучных занятий бесплатно , которые помогут Вам «прокачать» мозг, чтобы улучшить память , скорость обработки информации и повысить концентрацию внимания  ЗДЕСЬ

Если остались вопросы, пишите на почту :

golubnichaya68@list.ru